Заказать звонок
7 (965) 203-31-31
info@fokinatv.ru
ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ
Заполните форму
и мы свяжемся с вами
в ближайшее время
100% гарантия
конфиденциальности ваших данных.
Они не будут переданы третьим лицам
Тел: + 7 965 203-31-31
Тел: + 7 965 165-08-08

E-mail: info@fokinatv.ru

Анализ рынка: спрос на политический PR в России и в США.

 
30 Августа 2016
 

         Политический PR — GR, government relations — достаточно новая сфера в нашей стране. Но под влиянием западных тенденций эта профессиональная область начала проникать и в различные отечественные учреждения.

         Передо мной была поставлена задача изучить положение и состояние GR в России, и эта тема заинтересовала меня по нескольким причинам.

         Во-первых, до недавнего времени политика и все с ней связанное считались закрытыми, элитарными сферами в нашей стране, что привело к относительному замедлению темпов развития этой области. Поэтому вопрос о различиях в положении GR в нашем государстве и в западных странах является сейчас как никогда актуальным.

         Во-вторых, основываясь на новизне рассматриваемой сферы деятельности, кажется целесообразным сравнить требования к кандидатам на подобные должности и их обязанности в разных государствах.

         И в-третьих, для меня лично этот аспект нашей политической жизни вызывает большой интерес, так как я являюсь студенткой политического университета в области связей с общественностью.

 

         Итак, данная аналитическая работа призвана изучить рынок карьерных услуг в сфере политического PR в России и в США. Подробно рассматриваются такие параметры, как тип фирм-работодателей, их требования к кандидату, его предполагаемые обязанности, а также объем предложения в данной области. Для анализа были выбраны два основных центра политической жизни упомянутых стран, Москва и Вашингтон.

         На основе проведенного анализа были подведены итоги исследования и

сделаны выводы.

         Все материалы данной работы основаны на сравнении данных двух крупных сайтов по поиску работы: HeadHunter (https://hh.ru) в России и CareerBuilder (https://www.careerbuilder.com) в США.

         Вначале был выполнен поиск вакансий в области политического PR (GR, government relations) на этих сайтах. Результаты были отфильтрованы по территориальному признаку (столицы двух стран), по временному периоду (за последние 30 дней) и по ключевым словам («GR», «government relations», «government», «marketing»). Среди других параметров можно также отметить пункты «полная занятость» и «полный рабочий день», которые позволили исключить предложения для практикантов и стажеров.

         Итогом данного отбора стали 8 вариантов должностей менеджеров в сфере GR: 2 — на российском рынке и 6 — на американском.

         Далее было проведено подробное изучение публикаций, сопровождавших данные вакансии. После этого стало возможным сделать выводы о требованиях к кандидату и круге обязанностей, связанном с предлагаемыми должностями, и провести параллели между ними — узнать, в чем заключаются сходства и различия желаемых личных качеств и профессиональных функций специалиста по GR в России и в США.

         Так, если обратиться к требованиям, предъявляемым к кандидатам в разных странах, можно выделить следующие тенденции. Общими пунктами является наличие высшего образования в различных сферах: политика, бизнес, маркетинг, журналистика, связи с общественностью (в США, однако, зачастую также указывается, что также приветствуется высшее образование в научной сфере, например, в экологии, химии или биологии). Кроме того, большое внимание уделяется личным качествам соискателя должности. Среди них —стрессоустойчивость, способность к мультизадачности, внимание к деталям и целеустремленность.

         На этом сходства заканчиваются. При анализе различий претензий к кандидатам выделяются следующие тенденции.

         В России на первое место выходят креативные способности человека, а также его навыки устной речи. В нашей стране работника сферы политического PR, по всей вероятности, рассматривают преимущественно как универсального представителя определенного государственного или политического учреждения. Поэтому можно также выделить такие требования, как презентабельный внешний вид, умение найти выход из затруднительного положения, а также высокий уровень владения английским языком. К тому же, в изученных вакансиях были представлены пожелания работодателей о наличии у соискателя должности в GR опыта деловых переговоров или об участии ранее в PR-/GR-проектах.

         В США же можно отметить иной подход к требованиям, предъявляемым к кандидатам в данной сфере. Особо можно выделить повторяющийся запрос нанимателей о высоком уровне обращения с техникой, например, программами MS Office, Adobe Creative Cloud. Кроме того, важным пунктом является пожелание работодателей о хороших письменных способностях соискателя, а именно: умение редактировать и корректировать тексты, быть грамотным. Также отмечается необходимость наличия опыта работы с медиа различных форматов (среди них печатные, интернет-, видео- и социальные).

         Несмотря на то, что с помощью анализа требований к кандидату на должность в сфере GR удается сделать ряд значимых выводов о различиях и сходствах подходов к данной деятельности в двух странах, представляется целесообразным рассмотреть также отличительные особенности предполагаемых функций соискателя.

         Итак, в России основными задачами представителя области government relations является обеспечение взаимодействия компании с другими фирмами и предприятиями (как государственными, так и коммерческими), организация сотрудничества политических учреждений и бизнеса, обеспечение участия своей фирмы на различных специализированных конференциях, круглых столах и совещаниях, проведение переговоров с партнерами, а также контроль за внутренней коммуникацией компании.

         В США же обязанности специалиста по политическому PR гораздо более обширные и разноплановые. Среди них надзор за содержанием веб-сайтов организации, создание различных маркетинговых и пиар-документов, активная работа с социальными медиа и печатными материалами, анализ и мониторинг данных в интернете, результатов деятельности GR, а также федерального и регионального законодательства. Кроме того, этот же профессионал отвечает за планирование и проведение многочисленных мероприятий и фандрейзинг (сбор средств на реализацию определенных проектов).

         Таким образом, в результате изучения ключевых обязанностей работника в области government relations можно сделать вывод, что благодаря тому, что GR достаточно развитая сфера в США, там представлен более широкий круг обязанностей подобных работников, чем в России. В нашем государстве данная сфера деятельности появилась сравнительно недавно, поэтому ее функции можно сравнить с задачами пресс-секретаря и других официальных представителей.

         Относительной новизной данной профессии у нас можно также объяснить достаточно небольшое количество предлагаемых вакансий. В нашей стране эта область деятельности до недавнего времени была практически закрытой, поэтому попасть в эту сферу можно было исключительно по договоренности. Можно также отметить, что и в России, и в США данная профессия считается сравнительно элитарной, не каждый может проявить себя на данном поприще.

         Если обращаться к денежной составляющей рассматриваемых вакансий, то нужно сделать замечание, что результаты анализа данного аспекта будут неокончательными. Лишь в одном предложении работы на американском сайте была указана приблизительна зарплата: до 85 тысяч долларов в год, остальные же работодатели предпочли указать, что они прибегают к практике "competitive salary" — это означает, что зарплата в их компании не будет сильно отличаться от тех, что предлагают фирмы-конкуренты. В России же деятельность профессионалов в области GR оценивается по-разному: в одной вакансии фигурирует сумма от 50 до 80 тысяч рублей в месяц, в другой — до 120 тысяч за тот же период. Поэтому можно прийти к выводу, что степень заработной платы в исследуемой сфере в разных странах будет зависеть от других показателей, например, от опыта работы, личных качеств и навыков.

         Представляется любопытным анализ самих фирм, которые разместили вакансии на сайтах по поиску работы. В итоге проведенного исследования выяснилось, что работодателями в области GR в равной степени являются разные типы организаций, как коммерческие и государственные, так и некоммерческие.

         В России обе рассматриваемых вакансии относятся к коммерческим, в то время как в США были предложения от всех трех типов учреждений. Так, на российском сайте это были одно из ведущих рекрутинговых агентств по подбору управленцев высшего и среднего звена, а также орган сертификации и обеспечения безопасности промышленных объектов.

         В то же время на американском сайте были указаны и фирмы по работе с программным обеспечением, и научно-образовательные центры, и компании, оказывающие консалтинговые услуги в государственном секторе.

         Таким образом, можно снова обратиться к выводу о то, что из-за сравнительной новизны данной профессии в нашей стране, она еще не успела проникнуть в типы организаций, которые не связаны с коммерческим сектором.

 

         Итак, основываясь на результатах проведенного исследования, я бы хотела еще раз отметить, что, несмотря на то, что в последние годы были созданы многие предпосылки для развития GR в нашей стране, тот фактор, что эта область является сравнительно новой, оказывает замедляющее воздействие на ее распространение в разных сферах деятельности, так или иначе связанных с политикой. Это значительно влияет на различающиеся представления о том, кто такой специалист в области government relations и в чем заключаются его обязанности.

 

 

Источники:

 

1.     https://www.careerbuilder.com/job/JHV59K5XKWFHBJG8C8N?ipath=JRG1&searchid=0f7ce2c8-9c09-4442-b2d9-6bf1f7ac1fd2&siteid=cbnsv

2.     https://www.careerbuilder.com/job/JHM76D74M97LCLZNNTV?ipath=JRG6&searchid=0f7ce2c8-9c09-4442-b2d9-6bf1f7ac1fd2&siteid=cbnsv

3.     https://www.careerbuilder.com/job/JHN7Z26JX9H1NQKJLT0?ipath=JRG2&searchid=b0290481-4d15-4f51-8be0-06875dee9abc&siteid=cbnsv

4.     https://www.careerbuilder.com/job/J3L0DM6XFHHNDGRPMYB?ipath=JRG4&searchid=b0290481-4d15-4f51-8be0-06875dee9abc&siteid=cbnsv

5.     https://www.careerbuilder.com/job/JHR2MZ65CHXQW8YMQHJipath=JRG10&searchid=b0290481-4d15-4f51-8be0-06875dee9abc&siteid=cbnsv

6.     https://www.careerbuilder.com/job/J8G6VC6D48XZZ665M2M?i p a t h = J R G7& s e a r c h i d = d 4 4 b 4 6 a 5 - e c 9 6 - 4 b 4 6 - 8 8 d 8-ef5e937590e2&siteid=cbnsv

7.     https://hh.ru/vacancy/17276981?query=GR

8.     https://hh.ru/vacancy/17415521?query=GR