Заказать звонок
7 (965) 203-31-31
info@fokinatv.ru
ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ
Заполните форму
и мы свяжемся с вами
в ближайшее время
100% гарантия
конфиденциальности ваших данных.
Они не будут переданы третьим лицам
Тел: + 7 965 203-31-31
Тел: + 7 965 165-08-08

E-mail: info@fokinatv.ru

Американские компании упраздняют свои кадровые службы

 
11 Мая 2014
 

Прогрессивные американские компании упраздняют департаменты по управлению человеческими ресурсами. Но далеко не все способны обойтись без кадровика

Несколько лет назад американская компания LRN, занимающаяся разработкой программ по защите прав работников, провела полную реструктуризацию бизнеса. Многие должности, а за ними и целые департаменты были упразднены. Под сокращение подпал и отдел по управлению человеческими ресурсами, который помимо всего прочего занимался рекрутингом и компенсациями. «Мы решили, что проблемы людей должны быть в центре внимания компании, ими должны заниматься все, а не отдельно взятый департамент», — объясняет Дэвид Гринберг, исполнительный вице-президент компании.

Расстояние — помеха
В последнее время многие компании пытаются выстроить линейную организационную структуру так, чтобы каждый сотрудник был на виду. В погоне за большей подотчетностью компании все чаще упраздняют отделы по работе с персоналом. По мнению топ-менеджмента, традиционные отделы кадров, которые занимаются всем — от подбора персонала до его увольнения, — тормозят развитие бизнеса, выдумывая новые неэффективные корпоративные правила и бизнес-процессы. В то же время появление множества компьютерных программ в сфере управления персоналом значительно облегчило и автоматизировало многие функции кадрового департамента, например вопросы расчета заработной платы и премий.

Компания Ruppert Landscape уже 11 лет работает в сфере ландшафтного дизайна. В ее штате 900 работников, но в компании никогда не было отдела персонала, который занимался бы наймом и увольнениями. Руководители разных департаментов не только заключают и обновляют контракты с клиентами и следят за ландшафтными работами на подшефном участке. Они, кроме того, организуют рекрутинговые встречи со студентами колледжей и проводят беседы с сотрудниками по поводу пенсионного плана 401 (K).

Крег Рупперт, гендиректор компании, говорит, что децентрализованная структура дает руководителям больше самостоятельности и вместе с тем больше ответственности. По его оценке, топ-менеджеры его Ruppert Landscape тратят всего 5% своего рабочего времени на вопросы управления персоналом. «Я просто не понимаю, как кто-нибудь, кто сидит в главном офисе на расстоянии двух, а то и четырех штатов от нас, может решить проблему нашего сотрудника. Ее скорее решит тот, кто кровно заинтересован в этом сотруднике», — объясняет Рупперт свою позицию.

Проще заплатить кадровику
«Если вы хотите упразднить кадровую службу, подумайте сначала о ваших финансовых и стратегических рисках», — говорит Стив Миранда, управляющий директор центра современных исследований в области управления персоналом Корнельского университета.


У обычных управленцев, как правило, нет опыта и знаний, позволяющих управлять персоналом так, чтобы компания оставалась конкурентоспособной и в полной мере соблюдала трудовое законодательство, полагают эксперты. Например, у ресторанной сети Outback Steakhouse (подразделение Blooming Brands) до 2008 г. не было департамента по работе с персоналом. Он был создан после того, как американская комиссия по защите равенства возможностей работников обвинила сеть ресторанов в сексуальной дискриминации сотрудников. Комиссия подала иск в суд, и в 2009 г. Outback Steakhouse вынуждена была заплатить $19 млн за урегулирование судебного разбирательства. После этого в руководстве компании появилась новая должность — директор по управлению персоналом.

Без конфликтов и должности
Еще одна проблема, которая обостряется после упразднения отдела персонала, — это урегулирование конфликтов между сотрудниками. Click Health, маркетинговое агентство в Торонто, отказалось от создания департамента по работе с кадрами, зато наняло двух «администраторов», как называет их гендиректор компании Лирон Сигал. В обязанность «администраторов» входит организация менторских сессий, разработка карьерного плана. Если же два сотрудника на дух не переносят друг друга или подчиненный не может договориться с начальником, то, по мнению Сигала, подобные конфликты должны разрешать участники событий без посторонней помощи.

Бывшие сотрудники компании, с одной стороны, расхваливают корпоративную культуру своего экс-работодателя, с другой — признаются, что порой чувствовали себя брошенными на произвол судьбы. Невил Томас, до 2013 г. директор одной из программ в Klick Health, говорит: «Когда у вас нет директора по персоналу, вам некому довериться». В то же время Сигал утверждает: «Мы собираемся создать открытую и либеральную корпоративную культуру, в которой каждый сотрудник сможет обратиться к прямому руководству с любым вопросом. Ему помогут разрешить любую конфликтную ситуацию». А Гринберг из LRN добавляет, что работа над заменой департамента по работе с персоналом идет в его компании полным ходом. Сейчас важно укрепить доверие сотрудников друг к другу. И для этого компания уже наняла специального человека. Он, правда, не называется директором по персоналу. У него пока и вовсе нет официальной должности.